Собор Святого Стефана - знаковая достопримечательность Вены. Он является живым свидетельством богатого исторического и архитектурного наследия города. Строительство собора можно считать естественным продолжением многовекового процесса, каждый этап которого отражал меняющиеся архитектурные стили и исторический контекст своего времени.
Собор Святого Стефана |
История строительства
Самая ранняя церковь на этом месте, посвященная Святому Стефану, возведена в далеком 12 веке, но следов этого романского сооружения не сохранилось. Церковь была маленькой и не могла удовлетворить теократические потребности растущего населения. Поэтому в начале 14 века городские власти приняли решение о строительстве новой, более крупной церкви.
Первый этап строительных работ запустили в 1339 году под покровительством герцога Рудольфа IV Австрийского, известного как "Основатель".
Вдохновленный готическими соборами Франции, тогдашний правитель Вены заложил краеугольный камень для "Альбертинского хора". Эта часть собора, завершенная около 1370 года, привнесла в Вену стиль французской готики с трехнефным средокрестием и рядом капелл.
После смерти Рудольфа IV строительство продолжили его братья Альберт III и Леопольд III. К началу 15 века неф был завершен. Оригинальный романский западный фасад с дверью великана (Riesentor) был включен в новую готическую церковь.
Самая узнаваемая часть собора Святого Стефана, Южная башня (Steffl), построена между 1368 и 1433 годами. Возвышаясь на 136 метров, она была самой высокой точкой города на протяжении многих веков. Однако меньшая Северная башня осталась незавершенной из-за перерывов, вызванных турецкими осадами.
Собор Святого Стефана. Северная башня |
В XVII и XVIII веках в интерьер собора добавлены элементы барокко, отражающие преобладающий художественный стиль того времени. К ним относится главный алтарь, сооруженный в 1647 году по проекту Тобиаса Пока.
В 19 веке собор был отреставрирован под руководством Фридриха фон Шмидта, ведущего архитектора движения готического возрождения. Его работа добавила неоготические элементы в общцю структуру и изменила некоторые барочные модификации.
Собор Святого Стефана сильно пострадал во время Второй мировой войны. Во время бомбардировок 1945 года загорелась крыша, что привело к серьезным разрушениям. Однако здание реконструировали практически сразу после окончания войны, что свидетельствует о важности памятника для австрийской идентичности и исторического наследия. Новая крыша с ее разноцветными глазурованными плитками, образующими австрийский и венский гербы, сегодня является одной из определяющих черт собора.
В настоящее время собор Святого Стефана демонстрирует жизнестойкость и непрерывность Вены как культурного пространства. Его строительство и последующие изменения охватывают более 800 лет архитектурной эволюции, тем самым соединя прошлое, настоящее и будущее города.
Архитектурные особенности
Итак, Собор Святого Стефана, наполненный историческим значением и архитектурным величием, представляет собой вершину готических и романских элементов, причудливо переплетенных между собой. И одновременно создает внушающееблагоговение архитектурного чуда.
Собор Святого Стефана. Апрель 2023 года |
Сам собор, как указывалось выше, вмещает в себя различные архитектурные стили. Ранняя стадия собора характеризуется романской архитектурой, в то время как в его более позднем развитии ярко отражены готические элементы.
Романские ворота (Riesentor) и башни язычников (Heidentürme) - одни из самых старых частей собора, датируемые 13 веком. Ворота Великана с их простой округлой аркой резко контрастируют со сложными остроконечными арками, характерными для готической архитектуры.
Башни Жара высотой около 65 метров демонстрируют прочные, компактные принципы дизайна, присущие романской архитектуре.
Переход от романской к готике наиболее очевиден для Южной башни. Возвышаясь на 136,4 метра, Южная башня является воплощением готической фазы. Высота башни свидетельствует об архитектурных амбициях той эпохи, стремившейся создать сооружения, устремленные в небеса. Ее строительство стало значительным инженерным достижением, отмеченным использованием летящих контрфорсов и ребристых сводов, которые перспективно увеличили высоту здания.
Не менее захватывающими являются и внутренние интерьеры собора. Трехнефная базилика, еще один выдающийся готический элемент, обрамлена множеством часовен, каждая из которых отличается индивидуальным дизайном и орнаментом.
Кафедра собора - шедевр позднеготической скульптуры, искусно украшенный изображениями четырех Отцов Церкви и различными библейскими сценами. Главный алтарь, построенный в 17 веке, представляет собой экстравагантный барочный дизайн, резко контрастирующий с преимущественно готическим интерьером.
В соборе также находится самый большой в Европе свободно качающийся церковный колокол, ласково называемый Пуммерин. Он находится в более короткой и массивной Северной башне и рассказывает о стойкости собора, поскольку оригинальный колокол переплавили во время Второй мировой войны.
Еще одной поразительной особенностью собора Святого Стефана является его богато украшенная крыша, простирающаяся примерно на 111 метров. Она украшена 230 000 глазурованными плитками, представляя собой мозаику из двуглавого орла, символа династии Габсбургов, герба города Вены и Австрийской Республики.
Сопоставление этих символов на фоне серо-белого экстерьера собора - просто потрясающее зрелище.
В катакомбах собора, которые когда-то были частью городской системы подземных захоронений, покоятся останки более 11 000 человек, в том числе нескольких представителей династии Габсбургов. Лабиринтная сеть камер и переходов придает религиозному сооружению еще большую таинственность, но отражает историческую эволюцию Вены.
Комментарии
Отправить комментарий